Морозов Александр

AUTHOR

Родился в 1974 году в Луганске. Окончил Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Лауреат Премии Сергея Курёхина (2019, номинация «Лучшее произведение визуального искусства»). Живет и работает в Санкт-Петербурге и Москве.

Станция Дистопия

«Станция Дистопия» тяжело зависла в промежуточном «не месте» как повисший вопрос о травме, за которую государство и общество не принимают ответственности.

Инсталляция ставит вопрос о десоветизации и возможности восстановления справедливости в будущем. Советская индустриализация в XX веке стала опытом мобилизационной модернизации, связанной с насилием.

Сайт-специфичная «Станция Дистопия» реконструирует память «места» и обращена к теме использования принудительного интеллектуального труда.
Дирижабль, собранный из конторских ящиков, парит в пространстве выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге, в бывшем гараже войск НКВД.

Дирижабль не только «поднимает» контекст места, но и привлекает наше внимание к трагической судьбе Николая Евгеньевича Лансере (1879–1942) и других тружеников «особых конструкторско-технических бюро» — шарашек (разговорное название НИИ и КБ тюремного типа). Над проектом реконструкции Конногвардейского манежа он принудительно работал с июля 1931 по 1935 год.

Пустой архив — наполненный потенциальным для зрителя прочтением — продолжает тему исследования малодоступных архивов.
Каждому ящику в дирижабле присвоена аббревиатура одного из множеств конструкторских бюро.
Картотечные ящики содержат незримые личные дела осужденных и как единица культурной памяти — отсылают к политике ее формирования.
Архивы в настоящее время закрыты для независимых исследователей, и пока не изменится государственная политика по отношению к памяти, мы не окажемся в настоящем.

Инсталляция была создана для проекта NEMOSKVA и была показана в 2020 году на выставке «Немосква не за горами» (Манеж, Санкт-Петербург)