Паперно Александра

556-2019_Паперно Александра Фото kazanfirst.ruРодилась в 1978 году в Москве. В 13 лет вместе с родителями переехала в США. В 2000 году окончила в Нью-Йорке университет Cooper Union for the Advancement of Science and Art. Первая персональная выставка состоялась в 2004 году в ГЦСИ, Москва. С тех пор персональные выставки многократно проходили в галереях и музеях в России и за рубежом. Участница Московской биеннале современного искусства (2009, 2011, 2013, 2015), Пражской биеннале (2005), Триеннале российского современного искусства (2017). Живет и работает в Москве.

Любовь к себе среди руин

Выставка прошла в декабре 2018 г. во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Руина стала для автора отправной точкой в подготовке проекта и центральным сюжетом, вокруг которого развивается вся выставка. Руина – не только исчезающее место, она стала символом концентрированного прошлого, меланхолии и тоски по «золотому веку», выражала и культивировала эстетику медленного распада, стала едва ли не главным фоном для европейских живописцев XVIII — XIX столетий. К XX веку очарование руиной и руиной как идеей никуда не исчезло, только сам образ и специфическое «руинированное» состояние распространялось не столько на архитектуру, сколько на большие идеологические и политические проекты, и шире, на культуру, которая многократно распадалась и собиралась вновь. Паперно как раз и работает с этим культурным контекстом, с ситуациями, когда культура и цивилизация становятся вдруг условным набором странных правил, кодов, смысл которых давно потерян. Она отыскивает эти моменты обрыва связей и со всей нежностью и иронией представляет их, работая разными художественными средствами. Любовь к себе — едва ли не самое стабильное основание художественной деятельности, утвержденное Новым временем. Многократно трансформировавшаяся «любовь к себе», а следовательно, и потребность в самовыражении, в нарциссическом желании быть увиденным и оцененным вела художественный процесс не одно столетие. «Любовь к себе среди руин» — самовыражение в квадрате, импровизация на тему основных мотивов, генезиса и двигающей силы живописи в классическом понимании и попытка ревизии самоопределения художника, работающего немного в качестве nanos gigantum humeris insidentes (карлик, усевшийся на плечах гигантов).