Айдан Салахова

salakhovaРодилась в 1964 году в Москве. Экстерном окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (1987), с 2002 года — доцент этого института. С 1990 года провела свыше 30 персональных выставок в Москве, Петербурге, Нью-Йорке, Берлине, Париже, Баку и других городах. В 1990 году была участницей выставки в павильоне СССР на 44-й Венецианской биеннале, в 2011 — участницей выставки в павильоне Азербайджана на 54-й Венецианской биеннале. Участница лонг-листа Премии Кандинского-2008 в номинации «Проект года». Работы в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства и др.

Известная своими манящими изображениями покрытых чадрой женских фигур и обращением к религиозному и традиционному символизму, который вскрывает противоречия патриархального строя, Айдан исследует сложные и загадочные особенности женской натуры наших дней. Она приглашает зрителя проанализировать и выявить секретные коды патриархального подсознания и психоэмоционального напряжения. Эти коды поразительно похожи во всех культурах прошлого и настоящего.
Чадра, которая обозначает религиозную и социальную женскую идентичность в различных культурах начиная с древности, является главной метафорой в недавних работах Салаховой. Изображая чадру как стереотип восточности, она обращается к политическим, социальным, психологическим и духовным аспектам и исламского, и православного мира. Айдан использует архаичные поэтические визуальные символы, которые отсылают к исламским миниатюрам и византийским иконам и взывают к зрителю через образы женщин, покрытых или не покрытых чадрой.
В живописных, скульптурных и графических сериях Айдан приковывает наш взгляд к рукам, единственной видимой части тела, а не к лицу, скрытому под хиджабом. Гладкие белые руки с изящными волнующими жестами отображают душу и ум женщин больше, чем их лица, — вот что имеет в виду Салахова.