Александр Савко

SavkoПерсональные выставки в Москве, а также в Берлине (2002) и Вене (2004). Участник Цетинской биеннале (1997), выставки русских художников «Диалог», Париж (1989).

В последних работах Александра Савко происходит столкновение эстетики западного сериала и концепции «повседневного героизма советского человека», распространенной в идеологических конструкциях советской эпохи. Согласно этой концепции каждый гражданин СССР ежедневно совершает трудовой подвиг, выполняя норму или даже просто приходя на работу. В советской живописи героическое начало раскрывается в рядовом члене общества, everyman. Массовая культура вводит фигуру супермена, человека с особыми способностями. Советская эстетика со штампами боролась, чаще всего безуспешно. Даже самые высокопоставленные номенклатурщики от искусства подвергались критике за то, что их персонажи слишком похожи друг на друга. Экспортированная во многие страны мира американская массовая культура, наоборот, построена на воспроизводстве штампов. Абсурд в искусстве Савко заключается в том, что герой сериала попадает в единичное и неповторимое событие исторической живописи, всегда обращенной в прошлое. У супер- или спайдермена же есть только настоящее, он человек постоянного действия. Живопись подчеркивает контраст двух идеологических сфер. Савко сглаживает фактуру и лишает пространство глубины. То же самое он проделывал несколько лет назад с шедеврами мировой живописи, вставляя физиономии героев сериала «Симпсоны» вместо видений Пикассо или тех же рабочих социалистического реализма. Так прошлое становится неисчерпаемым источником декораций для вечно длящегося настоящего. Мультик не стареет.
Валентин Дьяконов