Алексей Каллима

KallimaРодился в 1969 году в Грозном.
Обучался в Краснодарском художественном училище.
С 2001 — куратор галереи «Франция».
Участник Венецианских биеннале (2009, 1995), спецпроектов 1-й и 2-й Московской биеннале (2005, 2007), фестиваля «Европалия» (2005).
Персональные выставки в России, Европе и США.
Живет и работает в Москве.

Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом

На больших, почти монументальных полотнах, художник изображает тренировки сборной по прыжкам с парашютом уже не существующей ныне Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики. Создавая фотографический эффект достоверности, он воплощает в образах ту Чечню, которую мы, возможно, могли бы видеть сегодня на документальных снимках. Чечню без длившейся с перерывами 12- летней войны. Ту Чечню, которую он видел собственными глазами в довоенном Грозном.
Сейчас Алексей Каллима, обратившись к тем образам в своей памяти, в которых техника, тело и мечта соединяются в восторгах полета и парения, найдя в прошлом наслаждении наблюдателя источник живописного наслаждения, предлагает версию того, что действительно важного и ценного было в социализме. Имея в виду пространственные, чувственные, телесные разметки социалистической жизни в восьмидесятые годы, от мечты страшно далекие, но вызывающие сегодня, особенно на Кавказе, ностальгические воспоминания по спокойной и устойчивой жизни.
О таком внимании к социалистическому прошлому свидетельствуют очевидные аллюзии на Александра Дейнеку, также любившего небесные просторы, населенные освоившим технику новым человеком.
Но картины Каллимы избавлены от пугающей стороны соцреалистического художественного творчества — связи с имперской идеологией. В сложном движении истории и мысли современное искусство приобретает все более ощутимые региональные коннотации.