Алена Кирцова

KirtsovaУчаствует в выставках с 1977 года. Персональные выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Франкфурте. Произведения в ГРМ, ГТГ, Музее Гуггенхайма, Нью-Йорк, частных коллекциях в России и за рубежом.

Серия «Справочник по цвету» частично заимствует свое название у изданного в 1932 году пособия авангардного художника и музыканта Михаила Матюшина, составленного им вместе с учениками («Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету»). Правда, тот старый справочник был сугубо функционален, в то время как произведения Кирцовой абсолютно самодостаточны. Каждая из картин серии называется Кирцовой «пейзажем», каждая представляет набор тщательно подогнанных друг к другу по цвету и размеру горизонтальных полос. И в такой жесткоминималистической рядоположенности всякий раз неожиданно, но при этом совершенно отчетливо обозначается линия горизонта, а вместе с тем сумма горизонтальных элементов раскладывается на два комплекта — небесных пространств и земной (водной?) поверхности. Художница балансирует на грани чистой абстракции и изобразительной иллюзии. Не предавая своей увлеченности формообразующей способностью цвета, она выполняет многосложную совокупность упражнений на темы воздушной перспективы, игры дальних и ближних планов и вариативности «картины мира». Нелишне отметить и то обстоятельство, что при всем очевидном «формализме» кирцовской художественной методы последняя обладает «умной» природой. Эффективность этой методы основана на психологическом эффекте именования: как только картинный прямоугольник называется «пейзажем», зритель получает систему пространственно-символических координат, а вместе с тем и возможность совокупного удовольствия сенсорно-концептуального свойства.
Владимир Левашов