Анатолий Осмоловский

osmolovskyТеоретик, куратор. Автор книги «Революционно-репрессивный рай». В 1990-х – акции и перфомансы. Работы в собраниях Государственного музея-заповедника «Царицыно», Москва, Krings-ErnstGalerie, Кельн, и др. Участник международных выставок в Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Финляндии, Франции.

Небольшие бронзовые скульптуры воспроизводят формы башен различных танков, лишенных пушечных стволов. В серии «Изделия» — одиннадцать работ, что соответствует количеству стран, занятых танкостроением на сегодняшний день (каковых десять), плюс изображение, созданное по модели новейшей российской разработки «Черный орел». «Изделия» являются очередным результатом эстетической стратегии Осмоловского последних лет, в которой многие видят свидетельство измены художника его политическому арт-радикализму 1990-х. Воплощением такой «смены курса» у Осмоловского стали тщательно исполненные квазитиражные (лишь немногим отличающиеся друг от друга) объекты, которые воспроизводят вид реальных вещей или же их фрагментов, однако легко могут восприниматься результатом абстрактного формотворчества. При этом важно заметить, что данные объекты соединяют в себе самодостаточную экспрессию с по-прежнему жесткой политической программностью. В случае «Изделий» интрига строится на очевидном сходстве продукта военной индустрии с супрематическими объектами советских 1920-х. Но если тогда авангардные художники, отринув чистую эстетику как буржуазный пережиток, шли в индустрию, чтобы создавать образцы утилитарных вещей, то у Осмоловского, напротив, фрагменты сугубо функциональной машины убийства предстают в аскетически-рафинированном виде. Полированная поверхность бронзы вносит дополнительный акцент в концептуально-образный смысл серии. Она выступает в функции брони: «зеркалит» публичный взгляд, лишая его бытового удовольствия традиционно-художественной консумации.
Владимир Левашов