Анна Ермолаева

jermolaewaРодилась в 1970 году в Ленинграде. Окончила факультет истории искусств Венского университета (1998) и Венскую академию искусств, класс новых медиа Петера Коглера (2002). В 2005–2011 годах — профессор факультета медиаарта Университета искусств и дизайна в Карлсруэ.

«Пятилетка»
Зритель становится свидетелем «жизни как она есть», какой она была бы, если б не было камеры, чтобы ее снять (по определению Дзиги Вертова). «Пятилетка» (с 1996го по настоящее время) демонстрирует намеренно сверхпростой способ композиции изображения. На четырех одинаковых экранах инсталляции мы видим эскалатор санктпетербургской станции метро «Электросила». Обычные пассажиры едут по своим делам. Люди поднимаются и опускаются по эскалаторам, как бы «проплывая» по поверхности монитора, без начала и конца. По сути, в этом видео ничего не происходит — ничего, что могло бы заслуживать документирования.Смысл в том, что экраны мониторов содержат видео, снятые на одном и том же месте с промежутком в 5 лет — 1996, 2001, 2006 и 2011, — и съемка продолжится в будущем, с тем же 5летним интервалом. Как это бывает и в обычной жизни, изменения едва уловимы — они требуют повышенного внимания, особенно звукового: объявления о правилах поведения в метро сменяются с годами рекламными объявлениями.В этой работе Анна Ермолаева ближе, чем когдалибо, приближается к визуальному документу в его самом очевидном смысле — как свидетель «здесь и сейчас». Освобожденный от нарратива, лишенный скрытых интерпретаций, с минимизированной до почти «нулевого уровня» технической составляющей, видеоальбом «Пятилетка» — источник, о котором можно мечтать, по которому объективная история будет изучать наше время в будущем.

Яра Бубнова