Арсений Жиляев

zhilyaevРодился в 1984 году в Воронеже. Образование: Институт проблем современного искусства, Москва (2006–2007), Школа изящных искусств Валанд, Гетеборг (2008–2010). Персональные выставки: «Разумный эгоизм» (2010, галерея «Риджина, Москва), «Радио “Октябрь”» (2011, PROEKT_FABRIKA, Москва), «Педагогическая поэма» совместно с Ильей Будрайтскисом (2012, Историко-мемориальный музей «Пресня», Москва).

«Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы»
В центре инсталляции «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» оказывается непростая диалектика отношений «музей — художник». Жиляев противопоставляет две эпохи — позднесоветскую эру работы/досуга, на стыке которой рождались независимые, неподконтрольные и анонимные формы творчества, и эпоху постсоветскую, которая их профессионализировала и вывела «художников от сохи» на уровень коммерческой культуры. Если музей задает ритмы художественного производства, где творчество вписывается в институциональную машину общественных и политических запросов, то анонимное досуговое творчество является побочным эффектом этой машины, поскольку оно рождается в кружках самодеятельности, рабочих клубах и домах культуры. Тотальная инсталляция Жиляева — концептуальная реплика на выставку Алексея ФедороваДавыдова «Опытная комплексная марксистская экспозиция» (ГТГ, 1931). Сегодня Жиляев предлагает вновь обратиться к вопросу соотношения эстетики и условий производства искусства, которые дополняются в его проекте анализом истории и политического контекста. Здесь невозможноотличить архитектуру от ассамбляжа, факт от вымысла, документ от литературы. Художник отчасти имитирует, отчасти апроприирует элементы советского интерьера. Зритель словно попадает в эру дидактических экспозиций. Сначала перед ним разворачивается позднесоветская история, героями которой оказываются рабочие, инженеры и художникилюбители, а затем она сменяется историей креативного класса почти футуристических 1990–2000х.

Мария Чехонадских