Борис Орлов

orlov_08_0Родился в 1941 в г. Химки Московской области. 1960-1966 учился в МВХПУ (отделение монументально-декоративной скульптуры). 1975 вступил в Союз художников СССР. 1976-1986 один из организаторов регулярных вечеров и однодневных выставок в Клубе скульпторов в Доме художника на Кузнецком мосту. 1987 один из организаторов Первого творческого объединения московских художников. Живет и работает в Москве.

Парад астральных тел. Из проекта Воинство земное и воинство небесное

Художественный универсум Орлова изначально принадлежал расширяющейся вселенной. Он не только отсылает к известным контекстам, он формирует новые. Здесь каждая работа заряжена многомерным языковым разноголосьем: за просторечьем образных гипербол проступает классическая латынь чеканного синтаксиса, за пылко-торжественным громом призывов ― усмешливый слог иронической рефлексии, за велеречивой изощренностью декора ― несокрушимая логика тектонических конструкций. И все это ― в напряженном, непрекращающемся диалоге с экзистенциальной метафизикой, с опытами авангарда и послевоенного искусства, с их переосмыслением постмодернистскими стратегиями деконструкции. Можно ли в таком диалоге обойтись без проблематизации самого существа искусства скульптуры — а тем самым — проблематичности «личного высказывания»?
Вопрос ― лишенный смысла при чисто знаковом подходе к пластическим искусствам; в мире знаков вполне хватает простейшей гибридизации: достаточно лишь знак из одного контекста соединить со знаком другого, чтобы получить новый объект в стиле «соц-арта» или любого другого, придуманного куратором «направления». В конечном счете все сводится к «жестам», «стратегиям», «мерцаниям». У Орлова иначе. Его игры со знаками, основанные на соединении несоединимого, никогда не упраздняют скульптуры как самоценной содержательной величины. Напротив, всякий раз усиливают ее провоцирующими самоограничениями.

Евгений Барабанов