Дискуссия «Издательская деятельность российских некоммерческих институций и фондов в области современного искусства»

Состоялся круглый стол на тему: «Издательская деятельность российских некоммерческих институций и фондов в области современного искусства», организованный Культурным Фондом «АртХроника», при поддержке
коммуникационного агентства DJET, в рамках дискуссионной программы в Ударнике.

Модератор:
Борис Куприянов – заместитель директора МГБЦ, учредитель книжного магазина «Фаланстер»

Cпикеры:
Евгений Барабанов – историк искусства и философии, теоретик в области современного искусства, доктор теологии.
Антон Белов – издательская программа ЦСК ГАРАЖ.
Андрей Гельмиза – проект «КнигаБайт».
Мария Мкртычева – Фонд «Виктория – «Искусство Быть Современным» / Фонд V-A-C.
Наталья Тамручи – историк искусств, «Открытая галерея»

Специальные гости:
Екатерина Бобринская – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Николай Молок – директор по развитию фонда Stella Art Foundation.
Андрей Ковалев – художественный критик.
Дмитрий Мордвинцев – ABC-design.
Борис Орлов – художник.

Расшифровка дискуссии:

Е.Барабанов:
«Карта местности с диагностическими отступлениями» (гипотезы, фантазии т.д.)..
«Архитектура» ансамбля современного искусства с искусством XX века насчитывает 7 основных инстанций:
1. Специальное образование – основа.
Компетенции (несовпадающие):
• Художественное
• Научное (искусствознание)
• Не специализированное общекультурное (рассчитанное на широкую интересующуюся публику)
Когда художник выступает в роли искусствоведа, происходят чудовищные перекосы, хотя мнение художника при этом может быть чрезвычайно интересным и важным.
2. Выставки (галереи, музеи, другие институции).
3. Частные и корпоративные коллекции.
4. Музейные собрания и музейные практики.
5. Критика (периодика, интернет, специальные издания, которых, к сожалению, у нас нет).
6. Массмедиа (арт-журналистика, фильмы, передачи т.д.)
7. Арт-рынок.

Системная особенность вышеперечисленного: местное искусство нерасторжимо связано с интернациональной сценой – это единая «кровеносная» система – система искусства.

Издательская деятельность охватывает почти все перечисленные инстанции. На первом месте — каталоги (выставок, частных/корпоративных коллекций, музейных собраний, практик; арт-рынка). Массмедиа обычно довольствуется пресс-релизами, интервью, комментариями.

Критика (у нас это газетно-журнальные репортеры) остаются в русле периодики.

Книжные издания.

1. Каталоги (основное направление) – с одной стороны рекламно-информационное, с другой – научное издание.

2. Альбомы.
• Персональные, посвященные художникам.
• Тематические, панорамные (направления, школы, темы и т.д.).
3. Справочники (энциклопедии, пособия).
4. Не специализированные издания (общекультурные). Здесь много издательств: Родник, Искусство XXI век, Азбука, Слово – они выпускают достаточно много книг, посвященных искусству XX века.
5. Специализированная литература (в основе всего) – источники и учебники. Три основных измерения:
• теория;
• история современного искусства и предметная область;
• архив (документация).

Лучше всего дело обстоит с архивом и документацией: «НЛО» (Новое литературное обозрение) издало целую серию архивных материалов о художниках, существует библиотека московского концептуализма и т.д. В остальном – пробелы.

Систематической учебной литературы (базиса всей системы) – по современному искусству нет.

Исследования по отдельным художникам – также не системно (об одних художниках может быть несколько книг, о других – не известно практически ничего).

Исследования по истории искусства XX века – некоторые области только сейчас начинают заполняться.

Доступные (дешевые) популярные издания, дающие представление о том, что такое современное искусство в его теории, истории, самоописаниях и тп. – пробел.

Ещё одна сложность состоит в том, что наше местное искусство очень плохо представлено в мировой системе искусства – наши книги не переведены на другие языки, или если переведены, то дистрибуция их совершенно случайная – нет систематического распространения (программы).

Ведущие искусствоведы ХХ века (от Клемента Гринберга до Мейера Шапиро) не переведены и неизвестны нашему читателю.

Отсутствие базисных текстов порождает фантастические мета-тексты, т.е. тексты по поводу отсутствующих текстов. Множество специалистов по поводу того, чего у других никогда не бывало в руках. Здесь возникает свой собственный жаргон, свои собственные ценности – то, что сегодня по инерции с 1990-ми называют «тусовочным миром современного искусства».

Что касается нашего современного искусства – от авангарда до второй половины ХХ века – у нас неслыханные музейные собрания – ни одно из них не проработано в полной мере.

Хорошим проектом для музеев было бы сделать описания собраний нашего послевоенного искусства – таким образом, мы получили бы корпус работ (скажем, Третьяковской галереи), который сейчас нам недоступен.

Первым делом сейчас нам нужно представить наше национальное искусство в его, во всяком случае, изобразительной части.

А. Белов:
Цель издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и издательства «Ad Marginem» – дать российским читателям возможность читать лучшие книги о современной культуре, опубликованные в Европе и США за последние несколько десятилетий.

Гараж печатает 10 книг ежегодно. Каждая книга выходит тиражом от 2000 до 5000 экземпляров. В зависимости от востребованности тираж допечатывается. Программа не ограничивается темой современного искусства (на которой специализируется Гараж), а охватывает все общекультурные темы – театр, литература, фотография, маркетинг – все то, что меняет культурный ландшафт.

Продажа цифровых книг составляет всего 3-5% от бумажного тиража.

Принципиальный момент в издательской программе Гаража – дизайн книг.

Отдельная важная программа – описывать историю российского современного искусства, «ставить на полку мировой истории», поэтому каталог выставки Фонда «Екатерина» «Реконструкция» двуязычный.

В 2013 году планируются к изданию книга важного теоретика перформанса RoseLee Goldberg, в книге впервые будет часть посвященная русскому перформансу.

В 2013 году программой была охвачена область детских книг (от года и старше). В партнерстве с издательством «Clever» были изданы 4 книги дизайнера Патрика Джорджа.

План издательской программы Гаража – через три года выйти на самоокупаемость – единственный правильный путь развития (самозащищённый механизм).

Дистрибуция – это технический момент.

Успех любого издательского проекта – это имя. Имя «Гараж» продает очень хорошо. В нашей серии есть абсолютные бестселлеры, продающие себя сами, и серии, которые не смогли бы себя продать, не будучи под брендом «Гаража». Гараж гарантирует им 100%-ную продажу. Выпуская в книжной серии абсолютные хиты (скоро выйдет Э.Уорхолл) – мы обеспечиваем серии гарантии долгосрочной жизни, чтобы, в том числе, инкорпорировать русских авторов.

А. Гельмиза:
Электронные книги – это новые технологии, которые не принципиально меняют издательские процессы и книгораспространение. Сегодня электронная книга заменяет медиа-бумагу на экран и делает то же самое – позволяет распространить, в данном случае, электронную копию каким-то тиражом. Электронная книга сильно снижает себестоимость на многих этажах издательского процесса. Инвестиции, которые требуются для выпуска электронной версии отличаются от тех, которые необходимы для выпуска бумажной. Сегодня электронная книга не имеет однозначного определения – это один из инструментов максимально широкого распространения знаний – то, что мы читаем на ридере, то, что смотрим на экране компьютера, что содержит в себе мультимедийные элементы, звуки, движение или это просто текст и картинки, напоминающие по форме стандартную модель бумажной книги. Главное – возможность относиться к содержанию с одной стороны точно также, как в классическом издательском процессе, с другой – понимать, что каждый шаг в электронном поле, если он является структурированным – это создание некоторой огромной базы данных. Занимаясь сегодня любым издательским проектом, необходимо думать о его «мультиплатформенности».

М. Мкртычева:
Фонд самостоятельно разрабатывает издательскую программу, технологически выполняет весь издательский цикл – перевод, редактура и прочее. Глобальная цель – способствовать развитию современного искусства в России.

Развитие возможно инициировать, заведя диалог локального и международного контекста, вторгнувшись в вакуум с обеих сторон.

В издательской программе два зеркальных элемента: книги для российской аудитории и для международной аудитории (издания приурочены к выставочным проектам фонда).

Фонд уделяет большое внимание международной дистрибуции.

Серия переведённых книг для профессиональной, а также широкой аудитории. Выбор программы серии обусловлен возможностью знакомства аудитории с определёнными критическими стратегиями, с теорией изучения современного искусства (а не с какими-то конкретными художниками как в книгах альбомного толка), Цель серии – показать различные методические подходы в современном искусстве.

Планируется сужение спектра, переход к теории. Идея перехода широкой аудитории, читающей нынешние издания, в более теоретические, узконаправленные тексты.

Н. Тамручи:
• Отсутствие литературы, описывающей системно историю русского современного искусства, топографию данного художественного пространства. Широкая публика чувствует себя непричастной, некомпетентной понимать современное искусство.

Рецепт знакомства с современным искусством – описание времён (периодов), стилей (откуда взялись, как вписываются в контекст времени, что из себя представляют).

Необходима серия книг, включающая больше внятной теории, меньше персоналий.

• Экспансии русского искусства в мировое пространство. Отсутствие литературы об истории современного русского искусства на внешний рынок. Выпуск билингва монографий русских художников не поправит ситуацию – это монументы в пустыне.

Сейчас знают две фамилии – Малевич и Кабаков.

Необходимо издавать доступную удобную последовательную серию книг (возможно, билингву) о разных направлениях в современном искусстве для людей, интересующихся искусством, но не обладающих академическими знаниями.

Н. Молок:
Отсутствие научно-популярного знания является фактически надстройкой над научным знанием.

Издательская программа Гаража — это не программа исключительно Гаража – здесь есть издатель. Люди с другими мозгами. Это привнесение другого угла зрения на то же самое поле знания, которое позволяет книгам стать популярными, продаваться.

Не согласен с Н. Тамручи – в магазинах большое количество популярных книг о современных художниках (изд.Tashen и проч). Нет ни одной серьёзной научной книги для внутреннего пользования об искусстве середины ХХ века.

Большой и правильный путь пропаганды русского современного искусства – сотрудничество с западными издательствами, предлагающими в пакете услуг дистрибуцию на западный рынок.

Особая тема – дизайн книг. В западном магазине сразу видно книги для широкой аудитории (и как они сделаны) и книги для узкой профессиональной аудитории (и как они сделаны). Пример: по западной логике, книга «Чужие» должна была быть издана на офсетной бумаге, а каталог Б. Орлова – на мелованной. Эти нюансы – некая книгоиздательская азбука, которая сейчас в России только начинает развиваться.

Гараж и Стрелка издают маленькие лёгкие книги, которые возможно читать в любом месте – это просветительский путь. При этом ни в коем случае содержание нельзя адаптировать.

Важнейший вопрос – отбор. Брендируя серию, важно не выпускать плохих книжек.

А.Ковалев:
Гораздо сложнее текста высокоученого и концентрированного написать текст простой и ясный. Самые лучшие книги, вышедшие за последнее время (Е.Бобринская, Е. Андреева) – это индивидуальные проекты, предметы личной творческой деятельности – это их колоссальный недостаток.

Не хватает стандартного и выверенного учебника. Эта работа требует больших инвестиций, глубокой работы коллектива авторов.

Б. Орлов:
За половину столетия не появилось ни одной толковой научной книги, делающей попытку разобраться в том, что произошло за этот период времени в искусстве. Учебники возможно создать только на основе серьезных онтологий, подробно разбирающих каждый определённый этап искусства. Популярная литература может быть создана на основе онтологий путем адаптирования.

Е.Барабанов:
Подводя итог, выделим 3 измерения:

1. Исследовательская работа

2. Преподавательская работа

3. Издательская работа

Все они находятся в зависимости друг от друга.

Популярная литература является производной от исследовательской – это аксиома.