Дискуссия «Охрана памятников архитектуры: конструктивизм»

Культурный фонд «АртХроника» и журнал «Артхроника»при поддержке коммуникационного агентства DJETпровели дискуссию «Охрана памятников архитектуры: конструктивизм»16 июля в «Ударник», ул. Серафимовича, дом 2.

Расшифровка дискуссии:

Открыла дискуссию Татьяна Сахокия, вице-президент Культурного фонда «АртХроника», подчеркнув важность подобного разговора в станах легендарного здания Бориса Иофана. В качестве модератора обсуждения выступила главный редактор журнала «Артхроника» Мария Рогулёва. Разговор начался с выступления Николая Переслегина, советника руководителя Мосгорнаследия, который на примере Дома Наркомфина рассказал о трех общих аспектах проблемы сохранения памятников конструктивизма – экономическом, юридическом и общекультурном. Если с экономической точки зрения, у властей есть стратегия развития такого рода объектов (например, создание музея или преобразование в театр, как в случае с ДК имени Русакова), то в юридическом отношении ситуация, по словам Переслегина, почти патовая. Так, говоря о Доме Наркомфина, чиновник подчеркнул, что у здания сегодня три типа собственников, которые не в состоянии прийти к общему решению о будущей судьбе легендарного дома-коммуны Моисея Гинзбурга. Общекультурной проблемой охраны памятников конструктивизма, по его мнению, является то, что далеко не все понимают подлинную ценность таких объектов. Наринэ Тютчева, гендиректор архитектурного бюро «Рождественка», рассказала о необходимости выработки четких правил реставрации памятников конструктивизма. Технологии реставрации таких объектов кардинально отличаются от тех, что применяются при реставрации памятников классицизма или модерна. Главная сложность в деле спасения конструктивистского наследия, по словам Наринэ Тютчевой, сейчас заключается в отсутствии комплексного подхода к проблеме. Эту идею поддержала и директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина, которая привела пример губительной локальной реставрации Бахметьевского гаража, фактически уничтоженного как памятник конструктивизма. Одна из причин такого «вандализма», по мнению госпожи Коробьиной, является переквалификация объектов – привнесение новых функций туда, где они изначально не предполагались, например, создание ресторана в здании бывшего ДК. Коробьина также рассказала об итогах благотворительного конкурса на создание концепции будущего музея в Доме Мельникова, организованного Музеем архитектуры и журналом «Проект Россия». Подобные конкурсы могли бы сформировать правильную повестку дня для профессионального сообщества. С похожей инициативой выступила и Елена Соловьева, руководитель НПО «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия НИиПИ Генплана Москвы». По ее мнению, необходима программа по выявлению всех объектов конструктивизма и их тщательному изучению. Единственное подобное исследование в России было проведено шесть лет назад, тогда благодаря этому удалось поставить под охрану государства не один памятник архитектуры. Сегодня важно четко классифицировать конструктивистское наследие – отделить подлинные шедевры от типовых объектов, чья ценность не столь велика. Директор ГЦСИ Михаил Миндлин сосредоточился на проблеме общественного непонимания ценности памятников конструктивизма – на его взгляд, сегодня как никогда важна их популяризация в СМИ, чтобы на защиту разрушающихся объектов выходили сотни тысяч людей, а не считанные активисты «Архнадзора». Алиса Прудникова, которая руководит Уральским филиалом ГЦСИ, привела пример, как малые дела могут превратиться в целые программы по спасению культурного наследия. Так, знаменитая водонапорная башня Моисея Рейшера в Екатеринбурге обрела вторую жизнь после того, как приглашенный французский художник предложил покрасить в белый цвет разрисованную граффити и запущенную в тот момент конструкцию. Это привлекло к башне внимание екатеринбургской общественности, и памятник конструктивизма был передан специальному фонду для проведения конкурса на его реконструкцию. Приглашенный к обсуждению немецкий архитектор Андреас Тиле рассказал о своем проекте воссоздания исторического квартала в центре Праги. И хотя господин Тиле, по его собственному признанию, никогда не работал с памятниками конструктивизма, некоторые из его технических приемов, использованных в Праге, применимы и к русскому авангарду.

Точка в поисках решений по спасению памятников конструктивизма еще не поставлена.