Дмитрий Гутов

gutov_08_0Персональные выставки в Москве и в Италии (Милан, 2005). Участник Цетинской биеннале (1994), Венецианской биеннале (1995, павильон России; 2007), биеннале в Сан-Паулу (2002), «Москва — Берлин» (2003–2004), спецпроектов 1-й и 2-й Московских биеннале (2005, 2007), «Документы» (2007) и др.

Проект Б/У

Представьте себе заштатный советский универмаг — полупустые полки, скудное оформление грязных витрин. Все добро в этих витринах слегка запыленное, старое. Держится оно на сварных решетках из вертикальных стальных прутьев в виде ниспадающих кривых в стилистике 1960-х. Пылесос спутником летит в пространстве; сумки выстраиваются в супрематическую композицию; транзисторы висят на чем-то вроде тюремной решетки. В своей новой серии «Б/у», которая состоит из 13 настенных ассамбляжей, Дмитрий Гутов имитирует основные элементы такой воображаемой социалистической витрины. Выбор предметов показывает, что Гутов всегда был своего рода кабаковским персонажем, который никогда ничего не выбрасывал, — Робинзоном, который спасает всякое барахло с тонущего корабля. Впрочем, этот лирический образ собирателя несколько омрачен прозой художественного производства: Гутов обрамляет и продает дорогие для него вещи, уже совсем другому типу коллекционеров.
Но почему же именно теперь Гутов решил избавиться от этих вещей? Потому, что постсоветская эра окончательно завершилась. Для остатков материальной эпохи единственный способ выжить — стать частью элитарных произведений искусства (читай — товаров), упрятанных либо в музеи, либо, что более вероятно, в руки частных коллекционеров. Всё безопаснее, чем дома.

Давид Рифф