Дмитрий Гутов

GutovПерсональные выставки в Москве и в Италии (Милан, 2005). Участник Цетинской биеннале (1994), Венецианской биеннале (1995, павильон России; 2007), биеннале в Сан-Паулу (2002), «Москва — Берлин» (2002–2004), спецпроектов 1-й и 2-й Московских биеннале (2005, 2007), «Документы» (2007) и др.

Дмитрий Гутов в одночасье стал художником международного масштаба. Летом 2007 года его работы оказались в основном проекте 52-й Венецианской биеннале и на выставке «Документа XII» в Касселе. В инсталляции The Karl Marx School of English Language, сделанной совместно с теоретиком современного искусства Давидом Риффом, Гутов объединяет свои излюбленные живописные вариации на тему советских типографических шедевров 1920-х и 1960-х годов с записью квартирного заседания организации, занимающейся сличением переводов Карла Маркса на русский и английский языки. Цитаты из Маркса, превращенные в книжные заставки и конфетные фантики, могут походить на сатиру, снижение, но не являются ни тем, ни другим. Сделать Маркса ближе — вот задача художника. Да и текст, слышимый через наушники, не начетничество, но изучение, образовательный проект. Объекты, составляющие серию «Забор», более фактурны и монументальны. Они действительно напоминают кое-где сохранившиеся заборы дачных участков русских горожан, сделанные из всего, что попадется под руку. Эстетику самопального забора Гутов использует, чтобы репродуцировать значимые для него тексты (чаще всего черновики) того же Маркса или Людвига ван Бетховена. Поначалу объекты кажутся абстракциями, текст читается далеко не сразу. Это своеобразные антипамятники, противопоставляющие догме устоявшихся интерпретаций ощущение живой заплаты, органического процесса возникновения мысли.
Валентин Дьяконов