Дмитрий Гутов

gutovРодился в 1960 году в Москве. Окончил отделение теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (1992). В 1994 году организовал в Москве Институт Михаила Лифшица. С 1993 года член редколлегии «Художественного журнала». Участник Венецианских биеннале (павильон России, 1995, основной проект, 2007), «Манифесты» (1996, Роттердам), «Документы» (2007, Кассель).

Дмитрий Гутов представляет новый проект E’IK’ΩN — серию своих металлических объемных работ. На этот раз в качестве образца взяты древние русские иконы. Работа с иконными образами вполне закономерна с формальной точки зрения, ведь известно, что иконы делались с так называемых прорисей — графических эталонов образов, собранием которых владел практически каждый профессиональный иконописец. Сам Гутов утверждает, что он отказался от использования сохранившихся в архивах прорисей изза их стандартности. Действительно, творческий момент в русской иконе начинается отнюдь не с копированияповторения, а с его неудачи — непредвиденного различия. Очень трудно определить жанр этих художественных объектов. Плоская фигурная металлическая «решетка» превращена в особый вид пространственной скульптуры. Стоит отойти чуть влево или вправо, как изображение начинает искажаться. И искажение это проходит все стадии развития искусства XX века, от кубизма и экспрессионизма к радикальной абстракции. Работы Гутова — это буквалистское воплощение истории искусства. Демонстрация практически всей истории искусства ХХ века происходит из простого и естественного для разглядывания скульптуры обхода вокруг. В традиционной круглой скульптуре зритель видит различные ракурсы одного и того же объема, в скульптурах Гутова этого объема нет, и каждый новый ракурс отрицает предыдущий. История искусства как физическое перемещение тела в пространстве.

Анатолий Осмоловский