Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева

Vrubel_TimofeevaПерсональные выставки в галереях Москвы. Групповые выставки: «Советское искусство около 1990 года» (1991-1992. Дюссельдорф – Иерусалим – Москва), Цетинская Биеннале (1997), «Скрытое искусство. Нонконформисты в России. 1957–1995» (Москва — Кассель — Альтенбург), участие в спецпроекте 2-й Московской биеннале (2007) и др.

Героев живописных полотен Врубеля и Тимофеевой знают все. Они постоянно фигурируют в новостях, глядят на нас со страниц газет и сайтов. Это люди, связанные с политикой, влиятельные фигуры: Садам Хусейн, Владимир Путин, Александр Литвиненко, Михаил Ходорковский и так далее. Церемониальная сторона современной политики не блещет разнообразием и визуальным богатством. Сменяющие друг друга встречи на высшем уровне, торжественные приемы — лишь далекие отголоски былого величия шествий и праздников в честь монарха. Каждое политическое событие попадает в несколько информационных сред, реагирует с каждой и предстает в новом облике. Сделать окончательные выводы невозможно: разнообразие точек зрения лишает нас права делить мир на «плохих и хороший парней». В отличие от придворных художников прошлого у Врубеля и Тимофеевой нет заказчика, диктующего ему сюжеты. Они заворожены медиаспектаклем независимо от политических задач и идеологии его героев. Огромное полотно «2007» на первый взгляд напоминает журнальную инфографику в духе публикаций о важнейших событиях и людях такого-то года. В сущности, это попытка создать новую, бессюжетную историческую живопись на основе событий международной политики. Герои «2007» мало связаны между собой: улыбающийся беззубый гопник такого же размера, что и Путин. Полотно кажется живописным воплощением принципа информационной демократии, исторической эпохи, когда образ появляется в поле зрения только благодаря зрительской популярности.
Валентин Дьяконов