Лёля Кантор-Казовская

Kantor300pxУчилась в МГУ на искусствоведческом отделении, работала в ГМИИ. С 1992 живет в Израиле. Преподает в Иерусалимском университете, в 2015 выбрана заведующей кафедрой искусствоведения. Доктор искусствоведения, автор книг и статей по истории итальянской архитектуры и искусства 16-18 века. Занимается художественной критикой и является куратором и исследователем творчества художников нон-конформистов 1960-х годов. Член редколлегии художественно-литературного журнала «Зеркало».

«Гробман ׀ Grobman»

Исследование творчества Михаила Гробмана и неофициального искусства Москвы 1960-х годов позволяет автору поднять теоретические вопросы, выходящие за рамки монографического исследования. Толчком к формированию неофициального течения были крупные выставки из-за рубежа, и в книге впервые предлагается нарратив, охватывающий не одну, а две стороны этого взаимодействия. Показав, что в эти выставки были вложены различные политические и художественные идеи, автор анализирует, как именно это многослойное «художественное послание» было воспринято и расшифровано в России. Анализ культурных обменов в биполярном мире, разделенном железным занавесом, позволяет выработать взгляд на «занавес» как «проводящую мембрану», а не препятствие к контактам. Показывается, как считывание «послания» привело к явлению «культурно-политической асимметрии», благодаря которой в России сформировался особый тип художественного авангарда, связанного с праволиберальной, а не с левой идеологией, как на Западе. В 1971 году Гробман эмигрировал в Израиль. В главах, посвященных этом периоду, показывается перенос российской модели авангарда с праволиберальным сознанием в художественную среду, сконфигурированную по американской модели. Здесь Гробману удалось создать свою версию концептуализма. При этом иная идеологическая конфигурация делала его искусство вначале латентно политическим, а при переходе к постмодернизму и в настоящее время все более и более социальным и политическим в настоящем смысле этого слова.