Александра Митлянская

mitlyanskayaРодилась в Москве, закончила художественный факультет Московского Полиграфического института. В1995 году была стипендиатом Берлинской Академии Искусств (1995). Проводила мастер-классы в университетах TAFTS, Harvard, Parson’s the New School of Design (США). В 2011 была победителем видеофестиваля «Сейчас и Потом». Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского Музея, Московский музей современного искусства (ММОМА), Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), РОСФОТО. Живет и работает в Москве.

Между прошлым и будущим
Проект, состоящий из видео разных лет, создает иллюзию тройного отсутствия – времени, повествования и авторства. Время однонаправленно и линейно. Острота его восприятия напрямую зависит от меры движения, чем движения меньше, тем сильнее эффект безвременья. Чем короче динамический цикл, тем неизбежнее «сейчас», зависая между прошлым и будущим, сливается со «всегда», и в мире «сейчас-всегда» возникновение сюжетов почти немыслимо, есть одни только ростки повествования. Дефицит интенсивности нарратива компенсируется повсеместностью их «произрастания». Автор отсутствует: место наблюдателя никем не занято, и ничто не мешает ему сохранять иллюзию того, что он видит реальный мир, открытый ему одному. С другой стороны, подобные картины – картинки сознания: ведь именно такие в режиме бесконечного повтора прокручиваются у нас в голове, либо обращаются в едва анимированный вид-состояние, как воспоминания или миражи воображаемого будущего. И таким образом оказывается, что видеоизображения могут восприниматься – на выбор – и как чистая фиксация фрагмента физической реальности, и как проекция внутреннего мира их зрителя со всеми нюансами его эмоционального интонирования. Возможности подобной эмоциональной нюансировки позволили разделить экспозицию на пространственные зоны, совпадающих с двумя этажами музея: на «верхний» и «нижний» мир. В верхнем преобладают просветленные, идиллические «тональности», тогда как в нижнем — сумрачные интонации тревоги и эмоционального напряжения.