Московские новости: Российские художники получили «Кэнди»


Состоялось вручение премии Кандинского-2013

Премию вручают с 2007 года. За это время денежным призом и признанием художественного мира были отмечены Влад Монро, АЕС+Ф, Анатолий Осмоловский и другие. Среди 37 кандидатов этого года были Дмитрий Каварга, Анна Желудь, арт-группы RECYCLE и Ели Кука и другие. Жюри назвало трех призеров, главный из которых получил €40 тыс.

Черный квадрат

В 2013 году исполняется 100 лет со дня появления на свет «Черного квадрата» Малевича, и именно этому событию была посвящена церемония вручения Премии Кандинского в нынешнем году. Отчасти именно это произведение как икона искусства и мощнейшее в его истории высказывание довлело над умами членов жюри при раздаче оценок номинантам.

Почему «Черный квадрат» случился в 1913-м? Именно тогда Малевич, создавая декорации и костюмы к кубофутуристической опере Крученых/Матюшина «Победа над солнцем», впервые нарисовал черный квадрат — символ победы машинерии над солнечным светом, кубическое солнечное затмение с ореолом света, исходившим из-за куба — будущей «рамкой». И когда в небесах появился квадрат, изменились все законы реального мира: исказились время, пространство, Вселенная. Отчасти так произошло и в искусстве — оно враз обнулилось. Как законченное произведение «Черный квадрат» впервые был показан в 1915 году на выставке «0,10» вместе с другими 39 супрематическими работами. «Квадрат» экспонировался в «красном углу» — в том самом месте, где по традиции должны висеть иконы, что сразу же вызвало множество критических отзывов. Предреволюционные настроения сделали «Черный квадрат» иконой искусства ХХ века. После этой работы появится множество направлений, школ и стилей как в русском, так и в зарубежном искусстве, а супрематический образ мира, предложенный Малевичем, станет основой для художников ХХ века.

Победители премии Кандинского-2013 и их проекты

Евгений Гранильщиков — автор фильма «Позиции» о трех политических активистах, живущих в стиле героев фильмов Годара. Понятие «фильм» автор старался разрушить эффектом раздвоения экрана, в каждой части которого отражались события будущего, настоящего и прошедшего при игнорировании понятия «сюжет». Премию в номинации «Молодой художник. Проект года» в размере €10 тыс. Гранильщиков разделил с Тимофеем Парщиковым.

Тимофей Парщиков посвятил свой проект «Times New Roman. Эпизод 3: Москва» академизации вкусов русской политической и финансовой элиты, причем сделал это на основе параллелей с историей завоевания римлянами Древней Греции.

Ирина Нахова — автор трехчастного проекта «Без названия», который стал обращением к памяти и совести нации через частные образы из личного архива художницы. Это фото и видео с элементами графики, а еще инсталляция с истертыми из памяти лицами — стертыми автором на физическом уровне. Работа Наховой была удостоена приза в главной номинации и €40 тыс.

Другие лица премии

Леонид Федоров — лидер группы «АукцЫон», одна из важнейших персон русского рок-авангарда. Федоров не только держится в нише рок-экспериментов, но и пересекает черту академизма, сотрудничая с Татьяной Гринденко и ее ансамблем Opus Posth, ансамблем русской духовной музыки «Сирин» и другими проектами. В 2010 году музыкант выпустил альбом «Разинримилев», записанный в сотрудничестве с Владимиром Волковым, Марком Рибо и Джоном Медески на поэму основоположника русского футуризма Велимира Хлебникова. В финале церемонии Федоров исполнил песню «Червяк» на стихи Александра Введенского под Сологуба и терменвокс.

Виктор Сологуб — советский и российский рок-музыкант из Петербурга, продюсер, автор музыки к кинофильмам. Известен благодаря участию в группах «Странные игры», «Поп-механика», «Игры», «Звонки», The Dolphins и электронном проекте «Deadушки». Сологуб вел звуковую часть церемонии, экспериментировал с глитчем, техно и нойзом на слова БГ и без.

Ушедший в начале этого года российский художник-перформер, лауреат премии Кандинского-2007, Влад Мамышев-Монро в художественном мире известен как экспериментатор с образами, в числе которых — Путин, Мао Цзэдун, Мадонна, Христос, Лев Толстой, Земфира и еще около 70 персонажей. На церемонии ему был посвящен видеоклип, который сопровождался песней Бориса Гребенщикова «Афанасий Никитин Буги, или Хождение за три моря-2» с драм-машиной.

PowerPony — креативное агентство, внедряющее в России методику американского экспириенс-дизайна и занимающееся стрит-фудом и экоинсталляциями. Для церемонии агентство создало видеомеппинг-инсталляцию, главным объектом в которой стал квадрат, как и полагалось в этом году, — правда, в виде популярной телефонной игрушки «Змейка».

Игорь Гурович — российский художник-график, автор плакатов к многочисленным отечественным проектам: от Музея игровых автоматов до «Кинотавра» в Сочи и фильма «Овсянки». Он создатель российского дизайн-бюро Ostengruppe, а с ним еще и разработчик фирменного стиля олимпийской сборной России. Гурович стал художником церемонии вручения премии, его коллеги по части постановки — Алексей Агранович и Кирилл Преображенский.

Евгений Гранильщиков, лауреат премии Кандинского-2013 за работу «Позиции»

— Я не знаю, что есть на самом деле моя работа «Позиции» — фильм это, видеоарт или просто видео, то есть это слова, которыми арт-критики окружают художника, и дело это не мое. Политический контекст в фильме почти не играет роли, хотя все вроде бы о нем. Для меня все не так буквально, я ничего не проповедую. Чтобы заниматься политикой, надо идти и делать ее, при этом не занимаясь искусством. На мой взгляд, есть точная дистанция между работой и ситуацией, когда я создаю искусство: я не могу в этот момент прыгать на баррикады. Конечно, потом я прыгаю на баррикады, но это мое личное дело, как и всех, кто живет в этой стране. Но фильм «Позиции» — это мое внутренне состояние от всего, что происходит вокруг. Я внес в работу крайне мало реальных вещей, которые происходили со мной и моими друзьями. Моделью в этом проекте для меня был русский филолог Шкловский (Виктор Борисович Шкловский, русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист, участник заговора эсеров в 1918 году. — «МН»). Он занимался радикальной политической деятельностью, а потом шел и обсуждал проблемы русского языка. Вот эта двойственность человека меня и интересует, и это мой взгляд на вещи. Легкая безысходность от просмотра — это наше ощущение контекста, в другом контексте работа будет принята иначе. Может быть, сейчас политический контекст поменяется и фильм будет иной. А можно показать фильм во Франции или в другой стране, и неизвестно, что будет этот фильм значить для людей другой культуры.

Ирина Нахова, лауреат премии Кандинского-2013 за работу «Без названия»

— Я думаю, что здесь вполне частная история — история России. История кровавая и безжалостная, и она все время повторяется, люди не учатся, потому что того покаяния не было, которое произошло, например, с Германией. Все возвращается на круги своя, поэтому индивидуальная память очень важна: мы — хранители истории, и если люди не проговаривают, не осознают и не забывают, все это затушевывается, манипулируется, вымарывается, и получается то, что мы имеем сейчас. Человек может чувствовать, понимать, что происходит. Он имеет дело не только с зомби-ящиком и должен учиться думать самостоятельно, а задача художника — всем этим руководить доступными ему средствами. Я занимаюсь очень разными вещами, и они действительно зависят от моего состояния человека, живущего сейчас, и я не могу себе позволить заниматься только прекрасным украшательством. Для проекта «Без названия» я пожертвовала частью своего личного фотоархива, но изначально на многих фото лица были уже исчерканы (это делала моя мама перед смертью). У нее была болезнь Альцгеймера, и в последние годы, силясь что-то и кого-то вспомнить, она рассматривала фотографии, царапала их и обводила ручкой лица людей, которых она помнила. Это варварство, но если через жест человек каким-то образом еще раз соприкасается с миром, это прекрасно.

Антонио Джеуза, доктор философии, эксперт в области искусства новых технологий, экспозиционер, член экспертного совета премии Кандинского-2013

— Я искусствовед, автор работы «Истории российского видеоарта» и выставок в ММСИ. Вообще, российский видеоарт занимает меня уже восемь лет — это три тома текстов и моя диссертация. Сложно сказать, чем теперь отличается российское искусство от, скажем, европейского. Это искусство молодое, как и его поклонники. До 1991 года оно пребывало в андеграунде, и широкая публика его не знала. Поэтому искусство и производилось не для всех, а для узкого круга единомышленников. Сейчас в российском искусстве совсем другие принципы и возможности. Я остался в России, потому что все здесь действительно очень сильно и есть над чем размышлять. Конечно, художники должны делать все в рамках закона, это важно. Но главное также свобода слова, чтобы художник работал так, как он хочет. Я придумал в этом году концепцию для выставки работ номинантов премии, но также участвовал в комиссии по отбору номинантов — и это очень демократичная структура. 12 членов комиссии по чисто математическому принципу голосования отобрали кандидатов. В некоторых работах я был уверен на 100%, но они так и не попали в шорт-лист. Для меня основной критерий — это месседж. А как это сделано — не столь важно, потому что банальные финансовые проблемы часто не позволяют художнику высказаться идеально.

Соня Шпильберг


Онлайн казино Vavada: вход и регистрация Вавада, высокие кэшбэки, мобильное приложение, лучшие слоты!