Независимая газета: Премия Кандинского


В бывшем кинотеатре «Ударник», в котором со временем культурный фонд АртХроника откроет музей современного искусства и куда сейчас на весь декабрь фонд пригласил на гастроли Театр марионеток Резо Габриадзе, на один вечер зал вместо спектакля отдали вручению VII премии Кандинского, учрежденной АртХроникой. Второй год подряд в двух конкурсных номинациях – «Проект года» (40 000 евро) и «Молодой художник. Проект года» (10 000 евро) – оказалось три лауреата.
Церемонию организаторы анонсировали как перформанс, «детали» которого не разглашаются. За постановку взялись Алексей Агранович и Кирилл Преображенский, художник церемонии – Игорь Гурович. Сценическое пространство получилось похожим на бункер: огромная поверхность стены с проемами – вверху для музыкантов, внизу для награждаемых, – прорезаемая тонкими колонками света. Началось все со слайд-шоу о ключевых выставках уходящего года. Вперемешку с современниками – Ребеккой Хорн или Ильей Кабаковым – пошло классическое искусство от Тициана и прерафаэлитов до Наталии Гончаровой. Как нетрудно догадаться, последние кадры были отданы выставке номинантов премии Кандинского. Затем доктор искусствоведения, эксперт по творчеству Малевича Александра Шатских прочла недлинный доклад о 100-летии «Черного квадрата» и о том, почему же это значимая картина. При всем уважении к попавшим на экран выставкам и организовавшим их институциям, при уважении к Александре Шатских, казалось, собравшаяся на церемонии аудитория на выставки и так ходит и про «Черный квадрат» слыхала. Видимо, нужно это было, чтобы после разговора о Малевиче и его иконе современного искусства потом каждый из финалистов высказался о том, что такое для него икона и есть ли таковая сегодня.
Как и в прошлом году, на две номинации оказалось три лауреата. В предыдущий раз звание авторов «Проекта года» разделили Гриша Брускин и группа АЕС+Ф, теперь такой расклад повторился в позиции «Молодой художник. Проект года». Первым чемпионом стал Тимофей Парщиков с проектом «Times New Roman. Эпизод 3: Москва» – фотосерией о взывающих к классической традиции прошлого, начиная с античности, скульптурах (пускай выглядящих китчем), что продают нынче и у обочин российских дорог. Самого лауреата награда в тот вечер не нашла: он уехал на съемки фильма в Китай, и когда спросили, кого позвать забрать приз, пока на сцену не успела подняться девушка, чей-то голос с галерки отозвался: «Маму?!» (Ольга Свиблова входит в конкурсное жюри). Вторым героем стал Евгений Гранильщиков с «Позициями», трехканальной видеоинсталляцией о роли художника в современной жизни и политике. Кстати, Евгений Гранильщиков был номинирован с другой работой еще и на «Проект года», будто иллюстрируя зыбкость границы между молодым, подающим надежды художником, и, если «Проект года» считать синонимом следующей творческой ступени, уже состоявшимся. Что ж, критерии отбора всегда вызывают много вопросов.
Зато премия Кандинского демократична: художник сам может подать заявку, что отметила получившая Гран-при как раз за «Проект года» художница-концептуалистка Ирина Нахова. Номинанта премии Влада Мамышева-Монро вспомнили нарезкой фотографий, чередой артистичных, эксцентричных, веселых, очень живых перевоплощений – под бодрую песенку Бориса Гребенщикова «Афанасий Никитин Буги, или Хождение за три моря-2».
Заканчивал церемонию Леонид Федоров с «Червяком» (на стихи Александра Введенского), и слова обэриута в финале были очень уместны.

Дарья Курдюкова