Новая газета: В «Ударнике» открылась выставка номинантов седьмой Премии Кандинского

Бывший кинотеатр во второй раз стал площадкой для экспонирования современного искусства. Уже в следующем году нынешний владелец здания Шалва Бреус планирует начать реконструкцию, после которой «Ударник» должен стать полноценным музеем.

Единой концепции выставка не имеет. Перед организаторами стояла задача не просто сделать «Ударник» галереей, но и разместить в ней тридцать семь разных историй или, как называет это куратор выставки Антонио Джеуза, взглядов на мир. Поэтому каждому уровню весьма условно присвоили тему. В подвале расположились работы о фантазиях, воспоминаниях под общим заголовком «Пространство памяти и сна». Первый этаж принял проекты, авторы которых размышляют о нашей реальности. Назначение кинозала решено было не менять, туда попали крупноформатные инсталляции и объекты, рассматривающие кино как искусство.

По мнению члена жюри Екатерины Бобринской, в этом году в программе стало меньше проектов, ориентированных на прямое политическое высказывание. Художники стали больше обращаться к визуальности и социальной мифологии. Непосредственно к политическим темам обращаются лишь две работы. «Без названия. Помятай про газ» погибшего этой весной Владислава Мамышева-Монро представляет собой фотографический триптих. На снимках – сам Мамышев в образах Путина и Медведева. Предполагается, что проект направлен на перевод политических лидеров в состояние персонажей. Для уменьшения страха. Это больше не президент и премьер, это маски. Куклы. Лена Артеменко в своем «Комфортном протесте» предлагает практически готовую рекламную акцию набора для не слишком добросовестного «сердитого горожанина». В него входят предметы, сводящие усилия, необходимые для участия в протестном движении, к минимуму. Даже неясно, стоит ли принимать такое всерьез. Организаторы считают, что Премия Кандинского служит выявлению тенденций. Если судить по представленным работам, на место острых политических высказываний пришли высказывания социальные, зачастую саркастические. Ну что же, как сказал тот же Джеуза, «ребенок пошел в школу, пора воспитывать». Видимо, в этом процессе умение замечать и анализировать ежедневные явления важнее, чем ангажированность.

Татьяна Боева