21-273 Осминкин Роман
Осминкин Роман
Монография «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века» (рукопись)
впервые рассматривает историю российского перформанса как форму коллективного творческого взаимодействия в широком социокультурном контексте.
Перформанс имеет активное и устойчивое распространение в отечественном художественном процессе последних 50 лет — сначала в рамках нонконформизма, а затем в официальной музейной, галерейной и фестивальной жизни. За это время множатся темы, виды и даже принципы формообразования перформанса в искусстве.
В 21 веке художественная форма перформанса проникла во множество внехудожественных областей культуры: политику, повседневность, науку и образование. Это потребовало переосмысления феномена перформанса как в искусствоведческом, так и в более широком – культурологическом – научных дискурсах.
В книге проводится генезис перформативных форм человеческого взаимодействия — от ритуалов к авангардным инсценировкам — и показывается, как исторически возникнув из лона искусства и театра, перформанс всегда формировал новые типы взаимоотношений в обществе, обогащающие не только эстетический, но и жизненный опыт.
Автор предлагает собственную методологию, позволившую переопределить понимание перформанса как сложносоставную микро-лабораторию коллективных практик. Тем самым, книга не только вносит научный вклад в исследование перформанса, но и переосмысляет перформативный характер современной культуры в целом.