Ретроспективная выставка «KOMAR&MELAMID» в Московском музее современного искусства

22 марта — 09 июня 2019 года

Международный культурный фонд BREUS Foundation и Московский музей современного искусства (MMOMA) представляют первую в России ретроспективную выставку основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт в 1972 году, когда появился так называемый «персонаж Komar & Melamid», и до окончания их сотрудничества в 2003 году. В формировании выставки большую роль сыграла коллекция Шалвы Бреуса — более 20 ключевых произведений экспозиции предоставлены BREUS Foundation.

«Выставкой Комара-Меламида Breus Foundation открывает проект «НОВЫЕ КЛАССИКИ» — серию персональных выставок современных художников, где нашими партнерами будут ведущие музеи Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России. ММОМА – первый из них», — комментирует президент BREUS Foundation Шалва Бреус.

Выставка Komar & Melamid — это масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25. Она поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский.

Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.

Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.
Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».

Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.

К открытию выставки BREUS Foundation выпустил первую на русском языке монографию о творческом дуэте Komar & Melamid, написанную искусствоведом и куратором Кириллом Светляковым. Книга пополнит серию научно-популярных изданий о современных российских художниках «НОВЫЕ КЛАССИКИ», которые можно приобрести в книжном магазине музея и других магазинах города.

Выставка продлится до 09 июня 2019 г.
Московский музей современного искусства (MMOMA), ул.Петровка, 25

Вернисаж KOMAR&MELAMID 20 марта 2019 года