Павел Пепперштейн

peppershtein_pРодился в Москве в 1966 г. В 1985-1987 студент Академии Искусств (Прага). С 1987 член-учредитель группы Инспекция Медицинская Герменевтика. Персональные выставки: 2007 Город Россия, Галерея Реджина, (Москва), 2008 ИЛИ — ИЛИ. Нацсупрематизм — проект нового репрезентативного стиля России, Галерея Реджина,
(Москва), 2009 ИЛИ – ИЛИ. Галерея Kewenig, Кельн, (Германия)

«Город Россия»
Галерея «Риджина» представляет футуристический проект художника, литератора, критика и теоретика искусства Павла Пепперштейна «Город Россия».

Павел Пепперштейн далеко не первый общественный деятель, пытающийся обратить внимание власти на то, что тотальный капремонт Москвы и Петербурга, начавшийся одновременно с экономическим ростом послесоветской России, не только исказил облик этих городов, но и привел к значительно более серьезным последствиям. Разрушая под видом реконструкции эти города, мы потеряли и продолжаем терять гораздо большее, чем обветшавшие строения или узкие и неудобные для трафика улицы. Мы не только убиваем историческую память, но и покушаемся на самосознание российской нации. Привлечь внимание власти к этой проблеме Павел Пепперштейн решил радикальным, почти эпатажным жестом. Художник отправил на имя президента РФ Владимира Путина, мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко открытое письмо, в котором он не только излагает суть проблемы, но и предлагает возможные решения.
«Никакие успехи на пути врастания этих городов и России в целом в мировую экономическую инфраструктуру не оправдывают эти изменения, потому что по ходу уничтожается то, что не сможет заменить никакая инфраструктура – души этих великих городов» — пишет в письме Павел Пепперштейн: «Последствия истребления этих великолепных и таинственных душ будут чрезвычайно мрачными для всей страны: прежде всего подобные утраты подтачивают сам «смысл России», а смысл той или иной страны, хоть и не может быть выражен словами, тем не менее, на глубинном уровне остро ощущается как ее жителями, так и окружающим миром. Этот смысл не может быть сведен к идее экономического развития и прогресса».

По мнению художника, еще возможно спасти исторический облик и уникальную атмосферу обеих столиц, не смотря на то, что в Москве разрушительные процессы давно уже приобрели катастрофический и возможно даже необратимый характер. Пепперштейн не взывает в очередной раз к совести власти, не перечисляет потери и утраты, а предлагает поистине соломоново решение — перенести столицу в другое место, отстроив где-нибудь между старыми столицами новый экономический и политический центр, город Россия, присвоив Москве и Петербургу статус музея под открытым небом. Иллюстрацией адресованного верховной власти теоретического предложения Пепперштейна служит его новый живописный цикл «Город Россия». Художник изображает застроенный фантастической архитектурой футуристический город, который одновременно воскрешает в памяти масштабные утопии по тотальному переустройству космоса русского авангарда, инспирированные новыми социальными теориями архитектурные проекты 20-х годов XX века и оптимистическую веру в будущее 60-х.

Естественно, не столько чисто художественный, сколько социально-политический проект Пепперштейна с точки зрения современной прагматики выглядит чистой утопией. Впрочем, в истории России не раз случалось, что самая вызывающая утопия становилась реальностью.