Рауф Мамедов

MamedovРежиссер фильмов (совместно с Е. Гинзбургом) «Остров погибших кораблей» (1987), «Руанская дева по прозвищу Пышка» (1989, оба — приз «Серебряная роза» на Международном кинофестивале в Монтре, Швейцария) и др. Персональные выставки в Москве, Амстердаме, Иерусалиме. Участник международных выставок.

По сути дела, Мамедов — художник одного проекта: он раз за разом продолжает рассказывать одну и ту же историю. Не случайно большинство его фотосерий используют библейские сюжеты. «Визитная карточка» художника — моделями выступают люди, страдающие болезнью Дауна. Мамедову удается не только выстраивать с их помощью сложные мизансцены, но и открывать целые смысловые пласты, затронуть которые с обычными актерами было бы невозможно. Дауны у Мамедова — «идиоты» в изначальном смысле этого греческого слова: простецы, люди с незамутненным сознанием. Их присутствие в кадре неожиданно усиливает ощущение сакральности разыгрываемой истории: это те самые дурачки-юродивые, которым отводится роль божьих посланников, проводников божественной воли. Каждая сцена строится Мамедовым настолько точно, что отсылает ко всей истории искусства сразу: странные лица душевнобольных актеров указывают и на Босха, и на Гойю как на своих прямых предшественников, а лапидарная композиция — на многовековую череду библейских сюжетов в классической европейской живописи. «Ужин в Эммаусе» — пожалуй, самый выигрышный сюжет для такой режиссуры. Изумленные апостолы узнают в случайном попутчике Спасителя. Душевная болезнь у Мамедова неожиданно превращается в родовой признак, объединяющий все человечество: в конце концов перед лицом Всевышнего все мы — лишь беззащитные перепуганные глупцы. И эта глупость непостыдна, она — «запасной выход» к иррациональному и священному. «Нищие духом» актеры Мамедова наследуют царствие небесное — и приглашают в него всех зрителей.
Анна Матвеева