Российская газета: В высоком стиле

Объявлены победители Премии Кандинского

Вечером в «Ударнике» состоялась церемония вручения Премии Кандинского, крупнейшей частной премии в области современного искусства в России, общий призовой фонд которой составляет 50 тысяч евро.
С прошлого года премия вручается в двух номинациях «Проект года» (40 тысяч евро) и «Молодой художник. Проект года» (10 тысяч евро). Международное жюри, в состав которого в этом году вошли искусствоведы Евгений Барабанов, Екатерина Бобринская, Алла Розельфельд (США), директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, кураторы Дэвид Торп (Великобритания) и Уте Мета Бауэр (Германия), за час до церемонии определили победителей.

В финале на премию за «Проект года» претендовали проекты Ани Желудь («Упражнение»), Ирины Наховой и группы Recyclе.

Группа Recycle, тандем двух краснодарских художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, уже получала Премию Кандинского в 2010 году в номинации «Молодой художник». С тех пор они успели поучаствовать в самых разных выставках: от Перми до Венеции — и сделали персональную выставку в Мультимедиа-арт-музее. Их идея повторной «переработки» материала, тем, образов сродни переводу непрезентабельной повседневности в регистр «высокого» стиля. Словом, краснодарцы работают с масскультурой, демонстрируя ее нескромные амбиции в сочетании с прагматическим желанием сэкономить.

Аня Желудь — одна из самых заметных художниц в поколении тридцатилетних. В 2010 году она стала лауреатом другой премии в области современного искусства — «Инновация» в номинации «Молодая генерация». У нее в активе — участие в 53-й Венецианской биеннале. Из всех материалов для работы эта молодая женщина предпочитала железные прутья, с помощью которых обрисовывала контуры мебели, платья, вещи, создавая мир прозрачный и жесткий одновременно. Но в новом проекте железные геометрические конструкции (модели трансформеров) противостоят фотографиям, демонстрирующим беззащитность и слабость тела. Буквально — синяки, ссадины, результаты побоев. Между этими полюсами — исповедальные странички, написанные от руки. Слово оказывается той соломинкой, за которую человек ухватывается.

Наконец, Ирина Нахова, художница из круга концептуалистов, обращается к теме «стертых» следов памяти. Ее проект, где она использует старые фотографии из семейного архива, — напоминание об образах частной памяти и приватной истории, пусть заведомо фрагментарных, неполных, которые напоминают о травмах истории.

Если говорить о проекте «Молодой художник. Проект года», то в финишную прямую вышли художники, вышедшие из Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. По крайней мере, Евгений Гранильщиков («Позиции») и Надежда Гришина («Срывмашина») учились именно там. Тимофей Парщиков — выпускник ВГИКа и Высших режиссерских курсов — также вошел в число претендентов на Премию Кандинского с проектом «Times New Roman. Эпизод 3: Москва».

Лауреатами Премии Кандинского 2013 года стали Ирина Нахова («Проект года»), а также Тимофей Парщиков и Евгений Гранильщиков («Молодой художник. Проект года»).

Жанна Васильева