Юрий Альберт

AlbertУчастник выставок «Москва — Берлин» (2003–2004), спецпроектов 2-й Московской биеннале (2007), 1-й биеннале в Салониках (2007). Персональные выставки в Москве, Хельсинки, Кельне, Мюнстере, Мюнхене.

Проекты концептуалиста Юрия Альберта посвящены проблеме импотенции: современный художник не может творить «Настоящее Искусство», а современный зритель не может такое искусство воспринимать. У обеих сторон атрофировались необходимые для этого органы. На «Выставке» публике вместо «живых» произведений предлагалось читать описания неосуществленных акций, в то время как сам якобы нереализовавшийся автор в видеоформате зачитывал фрагменты «Салонов» Дидро — стихия текста уравнивала в правах давно канувшую в небытие архива живопись эпохи Просвещения и так и не рожденное искусство сего дня. Проектом «Мой рост 21 марта 2007 года» Юрий Альберт ответил на предложение вступить в диалог с реалистами XIXвека из собрания Третьяковской галереи: он пожелал отметить свой рост на дверном косяке зала Иванова, намекнув, что до искусства создателя «Явления Мессии», одной из главных русских метакартин, современный художник не дорос. В перформансах «Скульптура №2, или Хождение по выставке» и «Экскурсия с завязанными глазами» объектом экспериментов стал зритель, которому сознательно затруднили доступ к прекрасному: в первом случае ему пришлось пройти по музею с камешком в ботинке, во втором — вслепую прослушать объяснения экскурсовода. Таким образом, Альберт разоблачает традиционный музей как место, где в принципе невозможна встреча зрителя и художника. Выступив одновременно в двух андерсеновских ролях, обманщика-портного и мальчика, крикнувшего, что король голый, он предлагает нам отправиться в виртуальный или утопический музей текста, где в эпоху после смерти автора только и может произойти этот долгожданный контакт.
Анна Толстова