Юрий Шабельников

ShabelnikovПерсональные выставки в галереях Москвы (1993–2007). Участник выставок «Москва — Варшава» (2004), спецпроектов 1-й и 2-й Московских биеннале (2005, 2007) и др.

У четырех на первый взгляд очень разных проектов, представленных Шабельниковым, есть общая черта: внимание художника к массмедиа и кинематографу. Шабельников однозначно зачарован движущимися картинками на экране, а более того — самой их способностью зачаровывать, формировать сознание и стиль эпохи. В «Конце фильма» художник перебирает эмблематичные для кино ХХ века картинки: гибель «Титаника», вид на Нью-Йорк с Бруклинского моста, мухинских «Рабочего и колхозницу», открывавших каждое произведение «Мосфильма», — создавая тем самым кинематографический пантеон и одновременно перечеркивая его надписью «Конец». В «Реквиеме воли» он препарирует эстетику кино тоталитарных держав — в первую очередь, конечно, фильмов Лени Рифеншталь, к чьему «Триумфу воли» отсылают и название серии, и ее сюжеты. В «Эзотерическом футболе» Шабельников шутит, замещая в картинах из спортивной трансляции футбольный мяч на мистические символы, и в то же время возвращает зрителя к древнему священному смыслу всякой игры, размышляя о том, почему даже нынешние, десакрализованные игры, давно превратившиеся в развлечение, так притягивают людей. Наконец, в «Энди, Энди…» он выставляет ряд одинаковых скульптур — маленьких мертвых Энди Уорхолов в белых гробах — как омаж художнику, который всю свою жизнь бился над вопросом: что же заставляет растиражированные картинки завладевать сердцами и умами людей? Вопрос, занимавший со времен Уорхола тысячи художников, и центральный для творчества Шабельникова.
Анна Матвеева