Захар Коловский

kolovskyРодился в 1956 году. Окончил отделение теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (2000). Директор Санкт-Петербургского общества «А-Я» (с 1986). Возглавляет Государственный центр фотографии (РОСФОТО) в Санкт­Петербурге (с 2002). Серии работ, которые он сам считает наиболее значимыми: «Окна» (2001–2002), «Электорат» (2002–2003), «Линии» (2003–2007), «Корабельная архитектура» (2005–2007).

В основу проекта «Аварийное всплытие» легло впечатление от интерьера одного из православных храмов Петербурга (церкви во имя Иконы Богоматери Милующей на Васильевском острове), где еще в 1930х годах разместилась учебная станция для моряковподводников. От былого церковного убранства остались лишь фрагменты мраморной облицовки да облупившаяся штукатурка. В боковых приделах были сооружены приспособления для проведения опытов и тренировок. Нашлось место и для бассейна. Доминантой этого комплекса стал обвитый спиралью лестницы тренажер для отработки глубоководных погружений и аварийного всплытия, уходящий под купол здания.Вместо икон на стенах оказываются сухие тексты инструкций. Глубоководный тренажер странным образом напоминает паникадило: центральный церковный светильник традиционно имеет стержень, вокруг которого располагаются кольца. Здесь та же форма, соответствующий масштаб и прямо противоположный смысл. Символ небесного мира словно подменяется объемом, имитирующим подводное пространство.Под таким проектом мог бы подписаться любой постмодернист. Однако здесь нет места иронии и все понастоящему. Перед нами уникальный пример того, как базовые архетипы, изначально присущие сакральному пространству, смогли воплотиться в чужеродных для него объектах. Непреднамеренное наложение смыслов как будто одухотворило эту тренировочную станцию, сделав ее своеобразным памятником подводному флоту, его победам и трагедиям.