Дмитрий Гутов
Персональные выставки в Москве и в Италии (Милан, 2005). Участник Цетинской биеннале (1994), Венецианской биеннале (1995, павильон России; 2007), биеннале в Сан-Паулу (2002), «Москва — Берлин» (2002–2004), спецпроектов 1-й и 2-й Московских биеннале (2005, 2007), «Документы» (2007) и др.
Дмитрий Гутов в одночасье стал художником международного масштаба. Летом 2007 года его работы оказались в основном проекте 52-й Венецианской биеннале и на выставке «Документа XII» в Касселе. В инсталляции The Karl Marx School of English Language, сделанной совместно с теоретиком современного искусства Давидом Риффом, Гутов объединяет свои излюбленные живописные вариации на тему советских типографических шедевров 1920-х и 1960-х годов с записью квартирного заседания организации, занимающейся сличением переводов Карла Маркса на русский и английский языки. Цитаты из Маркса, превращенные в книжные заставки и конфетные фантики, могут походить на сатиру, снижение, но не являются ни тем, ни другим. Сделать Маркса ближе — вот задача художника. Да и текст, слышимый через наушники, не начетничество, но изучение, образовательный проект. Объекты, составляющие серию «Забор», более фактурны и монументальны. Они действительно напоминают кое-где сохранившиеся заборы дачных участков русских горожан, сделанные из всего, что попадется под руку. Эстетику самопального забора Гутов использует, чтобы репродуцировать значимые для него тексты (чаще всего черновики) того же Маркса или Людвига ван Бетховена. Поначалу объекты кажутся абстракциями, текст читается далеко не сразу. Это своеобразные антипамятники, противопоставляющие догме устоявшихся интерпретаций ощущение живой заплаты, органического процесса возникновения мысли.
Валентин Дьяконов
Из серии «Забор». 2007. Металл, 200х120, Вид инсталляции на Документе XII, Кассель; From the series «Fence». 2007. Metal, 200 х 120 cm. Installation view from Documenta 12, Kassel;
Гиббон Сенгай (1750–1837), «Ничего особенного». Из серии Забор. 2007. Металл, 200х120; Nothing Special. (Gibbon Sengai [1750-1837].) From the series Fence. 2007. Metal, 200 х 120 cm.
Бетховен (1770–1827), последняя страница текста «К бессмертной возлюбленной» 7 июля 1812 года. Из серии Забор. 2007. Металл, 200х120; To the Immortal Beloved. (Beethoven [1770-1827], last page of a letter entitled “To the Immortal Beloved”, July 7, 1812.) From the series Fence. 2007. Metal, 200 х 120 cm.