Аркадий Насонов
C 1989 года провел свыше 30 персональных выставок, участник более чем 130 коллективных выставок в России и за рубежом. В 1991 основал группу «Облачная комиссия» (ОК), с 1995 года — один из основателей поэтического общества «ТАРТУ». В 1999–2005 годах стипендиат Rijksakademie в Амстердаме. Грант Dutch Institute (Рим), приз Uriot (Амстердам), стипендиат La Napoule Art Fondation (Франция), Kunstlerhaus (Ворпсведе, Германия). C 2002 года член группы «Инспекция «Медицинская герменевтика». С 2004 года директор Галереи Одного Зрителя.
Проект Без звука
Когда в детстве я узнал тот факт, что во время первого просмотра фильма братьев Люмьер люди в панике вскакивали со своих мест и убегали из зала, меня это, признаться, озадачило. Неужели 80 лет назад люди не могли отличить плоскую черно-белую проекцию от цветной объемной реальности?..
И вот недавно я разгадал смысл мучившего меня все это время вопроса… Зрители испугались отнюдь не иллюзии наезжающего на них поезда. Они испугались того, что этот поезд не издавал звуков. Отсутствие означивающих поезд звуков и послужило психотравмой для первых неблагодарных зрителей.
Любое живописное произведение помимо того, что оно, будучи двухмерным, достраивает третье пространственное измерение, оно еще и будучи немым озвучивается. Либо изображение может озвучиваться издаваемыми по сюжету классической картины звуками, будь то треск веток и шелест листьев Шишкина или тоскливый вой бурлаков и шум толпы у Репина, либо же, в случае концептуального произведения, авторским интерпретационным текстом, за которым мы можем услышать голос Пригова, Пепперштейна или Монастырского. И даже когда произведение говорило о тишине, немоте и безмолвии, оно все же о них говорило…
Когда же мы начинаем понимать, что находимся в тишине? Только когда один и тот же монотонный повторяющийся звук доносит до нашего сведения, что других звуков больше не существует. Тишину подчеркивает капающий кран на кухне, треск цикад в поле или позывные радиоприемника. Только когда мы слышим эти незаметные, вернее, неслышимые звуки, мы понимаем, как вокруг тихо. Так тихо, что можно заснуть…
Аркадий Насонов
Аркадий Насонов. Электросчетчик. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 150х200 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Гудки. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 150х200 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Кран течет. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 110х120 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Перед концертом. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 100х150 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Помехи. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 200х300 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Позывные. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 100х150 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Простуда. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 110х120 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Стальная поступь. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 100х150 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Позывные. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 100х150 см. Courtesy автор
Аркадий Насонов. Цикады. Проект Без звука. 2007. Холст, масло. 100х150 см. Courtesy автор